Кронштадт - город с морской душой

Что может быть лучше крепкого сна в раннее субботнее утро? Только чашечка не менее крепкого кофе и предвкушение долгого и увлекательного путешествия. Экскурсионный автобус уходил в 9-30 и опоздать на него мне не хотелось сильнее, чем просыпаться.

Группа загрузилась в щегольской белый автобус, и мы отправились приобщаться к культуре. Автобус ехал по Университетской набережной, мимо сфинксов, мимо Кунсткамеры, передо мной разворачивалась потрясающая панорама противоположного берега Невы, залитого утренним, еще не жарким, солнцем. Народ вертел головами и пытался фотографировать открывающиеся, один за одним, виды.

Должна сказать, что дорога в Кронштадт – это отдельная экскурсия. Как же красив наш Питер! Тут всегда было, чем полюбоваться, но сейчас, отмытый и свежепокрашеный к мундиалю, он стал просто чудо, как хорош. По пути первый раз увидела вблизи газпромовскую башню, знаменитую «Лахта-центр» и узнала массу интересного о местах, которые мы проезжали. Последнюю часть пути ехали «по воде, аки посуху» - по дамбе, которая теперь спасает город от наводнений и волшебно сокращает путь. Только представьте – Петру I, который предпочитал лично следить за ходом строительства в Кронштадте, пришлось даже построить путевой дворец, чтобы было, где передохнуть по дороге, а мы, чтобы увидеть плоды царских трудов, потратили всего примерно час!

Сохранилось многое, задуманное и построенное Петром. Но лично меня потряс обводной канал с односторонним движением, проходящий в форме буквы «п» через весь остров. По его берегам стояли склады с провиантом,  парусиной, веревками, боеприпасами, словом, со всем тем, что требовалось на корабле в дальнем походе. Суда заходили в канал с одной стороны, и, по мере продвижения, заполняли трюмы. К моменту выхода из канала они были готовы идти в плаванье. Гениальная логистика! Вообще, абсолютно все здесь создавалось исключительно для нужд флота.

Самый забавный памятник здесь – это котел. Говорят, что отсюда пошло название острова - Котлин. По преданию, когда русские неожиданно высадились на берег, шведы побросали костры, на которых в котлах варился завтрак, таким образом, организовав нашим солдатам первый «шведский стол». Те, кто хочет в доме покоя и уюта, кидают в котел монетки. Но наибольшее впечатление производит, конечно, Морской собор,  напоминающий храм Святой Софии в Константинополе.  Сказать, что он прекрасен, значит не сказать ничего. Когда попадете туда, почитайте, что выбито на бесконечных черных мраморных досках, установленных по всему периметру собора. Там перечислены имена и обстоятельства гибели всех(!!!) моряков, погибших на службе – и в боях, и в мирное время до Первой Мировой. Если честно – я плакала.


А потом мы пересели на очаровательный кораблик «Рипербан», который возит туристов на морскую прогулку вокруг Фортов. Все экскурсоводы в этот день неожиданно заболели, поэтому рассказывал об истории строительства этих потрясающих сооружений, а заодно и давал комментарии по поводу проходящих мимо нас судов, старпом судна. С моей точки зрения,  старые морские волки выглядят именно так! На мой вопрос, откуда такое название у корабля, он ответил, что раньше это был паром, работавший в Гамбурге. На его борту часто бывали и Биттлз, и Роллинг Стоунз, и Фредди Меркьюри – их фотографии висят в каюте на нижней палубе, и в память о прошлом, в баре негромко играет их музыка. Я взяла чашку на удивление вкусного кофе и оставшуюся часть пути смаковала его под крики чаек и плеск волн.


Описывать этот невероятно интересный город нет смысла. Приедете – сами увидите все достопримечательности, на каждом объекте из которых можно вешать табличку  «Уникально». Когда слышишь, что Кронштадт – город-порт, город моряков, то понимаешь, что там много кораблей и еще больше моряков, но только попав туда, можно почувствовать, что у этого города, действительно, морская душа.

Посмотреть все экскурсии в Кронштадт