Летний сад – 315 лет в центре Санкт-Петербурга. Часть 1

Часть I - История возникновения и изменения внешнего вида в период  от Петра I до Николая I
 
Летний сад – самый старый и знаменитый сад Санкт-Петербурга. Любимое детище Петра I, он стал одним из символов Северной столицы, а его знаменитая ограда – объектом восхищения и образцом для подражания. Это волшебное место упоминает Пушкин в своем «Евгении Онегине», про него пишет Ахматова: «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград…». За 315 лет своего существования сад многократно менял свой облик, но ничто не могло повлиять на отношение к нему петербуржцев и гостей города – он был и остается самым посещаемым и самым любимым парком города.



Петровское время
Предыдущий владелец этой территории, шведский майор фон Коноу, оставил после себя небольшой заболоченный участок, заросший ельником. Петр I выбрал это место на берегу Невы для своей летней резиденции. Желая создать парк по типу версальского, он распорядился осушить участок, разбить аллеи, посадить деревья и устроить фонтаны.  Здесь начали устраиваться ассамблеи, балы и фейерверки. Сад охраняли гвардейцы, и попасть в него можно было только по приглашению императора.
 
Но не в духе Петра было создавать что-то просто для развлечения. Его целью было приобщение русской знати к европейской культуре. Поэтому, кроме парковых «увеселений», царь приказывает установить здесь итальянские мраморные статуи. Одну из них - статую Венеры - подарил ему папа Климент XI.  «Общественность» была шокирована - впервые в России напоказ было выставлено обнаженное женское тело. Возмущение было настолько сильным, что для охраны богини пришлось поставить часового. Еще одной просветительской идеей Петра стало создание Эзоповой аллеи, где находились фонтаны, украшенные скульптурными персонажами басен Эзопа. Содержание каждой басни было написано на специальной табличке.
 
На территории Летнего сада было построено несколько увеселительных павильонов, оранжерея с редкими растениями и Птичник. Кроме черных аистов, журавлей и пеликанов, здесь разгуливал даже невиданный в России страус. А еще тут содержались львица, росомаха, песцы и целых пять белых медведей. Сейчас, глядя на воссозданный после реставрации комплекс Птичника, невозможно понять, где весь этот зоопарк помещался.
Петр любил уединяться на крошечном островке посреди Овального пруда, вырытого неподалеку от Птичника, куда царя перевозил на шлюпке придворный карлик.
 
В целях дополнительного осушения болотистой почвы, параллельно Фонтанке был вырыт канал, который теперь все знают как Лебяжью канавку, а от нее, поперек сада, к Фонтанке проложили еще один канал, разделивший сад на две части. В первой части – со стороны Невы – располагались Летний дворец, службы, большая часть фонтанов, а позднее – первая в России картинная галерея. В ней находилась коллекция собранной Петром живописи – Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк… Во второй части, со стороны теперешнего Инженерного замка, был выкопан пруд, в котором разводили карпов. Он так и назывался – Карпиев.  Правда, одно время в нем плавал ручной тюлень. Здесь стояли теплицы и оранжереи росли плодовые деревья, за что Второй Летний сад иногда именовали «огородом». Но и тут не обошлось без фонтанов. В построенном архитектором Земцовым Лабиринте – сложной системе дорожек между стен из кустов, были устроены фонтаны-шутихи, в самый неожиданный момент обдававшие гостей холодным душем. Царь (простите за каламбур) от души веселился.
 
На берегу Фонтанки был выстроен павильон Грот – большое помещение, разделенное на три части. Над центральной поднимался стеклянный купол, под которым бил фонтан, украшенный позолоченной статуей Нептуна, олицетворявшего победу России над шведами. Швеция была изображена в виде льва, печально сидящего у подножия колесницы Нептуна. Звук льющейся воды сливался с музыкой органа. Здесь стояли статуи и бюсты, стены были отделаны туфом и красивыми средиземноморскими раковинами. Позже сюда перенесли статую Венеры (сейчас ее можно увидеть в Эрмитаже). В сущности, Грот можно считать первым музеем скульптуры в России.
 
С 1721 года Летний сад стал официальной царской резиденцией. Здесь проводились петровские ассамблеи, обогатившие русский язык выражением «штрафная» и кличем «пей до дна». О начале праздника оповещали пушечным выстрелом с Петропавловской крепости. Гости приплывали на лодках. В их распоряжении была большая аллея и две площадки. На «Дамской» танцевали, а на «Шкиперской» накрывали столы с вином и табаком. Можно было играть в шахматы или шашки. Одежда допускалась только европейская, в серых кафтанах и с бородой вход был запрещен.



Эпоха женского правления
После смерти Петра для сада началось трудное время. Анна Иоанновна развлекалась здесь стрельбой по мишеням, а так же медвежьими и кабаньими травлями. Звери, спасаясь от погони, ломали скульптуры и вытаптывали посадки.  Но за что ей можно сказать спасибо, это за идею убирать статуи в ящики на зиму.
 
Занявшая престол Елизавета, распорядилась фонтаны-шутихи перестроить так, чтобы не попадать под неожиданный душ, а в куртинах, где раньше были яблони, посадить бобы, сладкий зеленый горошек и огурцы. С 1852 г. Елизавета разрешила по праздникам и воскресеньям допускать в сад «чисто одетую» публику.  Она же приказала установить караул, препятствовавший кражам, поскольку воровали все, что могли унести – от рогожных мешков, укрывавших статуи до мраморных пьедесталов. В докладной записке того времени указывается, что «в оных садах в летнее время ходят множество всякого чина люди и ломают своевольно у помянутых статуй персты и прочие мелкие вещи».
 
При Екатерине II Летний сад стал местом прогулок для воспитанниц Смольного института. До этого они не покидали стен монастыря. Появления смолянок в общественном месте вызвало ажиотаж среди «глазеющих гуляльщиков», которые к неудовольствию наставниц, пытались завести с девицами знакомство.
 
Летний сад в XIX веке
При Николае I вход в сад был открыт всю неделю, но только для военных и «прилично одетых». Простонародье по-прежнему любовалось на аллеи и статуи из-за решетки. Постоянными посетителями здесь были Жуковский и Крылов, Гончаров и Мусоргский, а позже Маяковский и Ахматова. Пушкин, поселившийся неподалеку, писал жене: «Летний сад мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нём дома».  А с 1830 года сад стал местом, где выбирали невест, которых маменьки приводили сюда на прогулку. Кстати, традиция продержалась до начала XX века.
 
Продолжение следует…
 
Хотите своими глазами увидеть то, о чем только что прочитали?
Каждое воскресенье