Кронштадт. Морской собор
Высшие чины флота с 1830 года периодически обращались с предложениями о постройке в Кронштадте каменного морского собора. Но только прошение вице-адмирала Н. И. Казнакова, поданное им на Высочайшее имя в 1897 году, получило поддержку Императора. В 1897 году комитетом по строительству был объявлен конкурс на составление проекта. В условиях проекта оговаривалась высота купола собора: она должна быть такой, чтобы собор мог служить приметным ориентиром для моряков, а крест был четко различаем с большого расстояния.
В 1900 году создание проекта Морского собора Императором Николаем II было поручено гражданскому инженеру Василию Антоновичу Косякову. 21 мая 1901 г. эскизный проект и модель собора получили одобрение императора.
27 октября 1901 года настоятелем Андреевского собора о. Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен на месте постройки храма в присутствии главного командира порта адмирала С. О. Макарова и множества горожан.
8 мая 1903 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны состоялась торжественная закладка кирпичных стен собора.
Собор строился как памятник "чинам морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе флота". Изначально было принято решение об увековечивании памяти моряков на мемориальных досках-скрижалях. В этот список вошло около 1000 фамилий. Имена погибших в боях помещались на доски по войнам, а погибших при кораблекрушениях и исполнении служебного долга заносились на доски по морям.
Грандиозный Морской собор стал одним из лучших образцов неовизантийского стиля. Его торжественное освящение состоялось 10 июня 1913 года. Освящение совершалось в присутствии императора Николая II, Его дочерей, председателя Государственной Думы, высших морских чинов и множества народа.
В своем проекте архитектор Косяков взял за образец храм Святой Софии в Стамбуле. Храм способен вместить до 6 тысяч молящихся. Это второй по величине, после московского Храма Христа Спасителя, храм в России. Отделка здания очень богата: его фасады облицованы гранитом и глазурованным кирпичом, украшены мозаичными иконами, майоликовыми фризами.
Главный, западный фасад собора подчеркнут внушительным порталом и двумя сильно выступающими боковыми ризалитами, завершающимися башенками-звонницами. Северный и южный фасады украшают высокие арки и круглые окна-витражи.
В композицию здания очень гармонично входит система больших и малых полукуполов на восточном и западном фасадах. Главный медный купол и купола звонниц обвиты рельефным орнаментом из якорей и спасательных кругов. Крест на куполе храма тоже несет морскую тематику: он как бы слит с колесом штурвала.
Храм - трехпрестольный. Центральный придел был посвящён святителю Николаю Чудотворцу, правый - во имя преподобного Иоанна Рыльского (в честь небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского, который не дожил до освящения заложенного им храма), левый - в честь святых Апостолов Петра и Павла.
Стены и своды внизу храма и на хорах покрыты росписью, которая имитирует разноцветную мозаику и фрески. Двухъярусные арки украшены богатым орнаментом. Роспись выполнена художником М.М. Васильевым. По замыслу строителей наверху храма изображалось небо, а внизу - море. Поэтому на полу из мрамора, окаймленного тонкой медной оправой, выложены изображения рыб, медуз, морских растений, корабликов. Иконостас из белого мрамора с мозаичными и бронзовыми вставками и удивительно тонкой ажурной резьбой (скульптор Н. А. Попов) был очень красив.
Византийский стиль был выдержан и в стенной росписи и в иконописи, и в оформлении церковной утвари. Карнизы, купол и стильные греческие хоросы подсвечивались пятью тысячами электрических лампочек. На стенах висели мраморные панели с памятными досками, на которых были высечены имена морских офицеров, павших в боях и при исполнении служебных обязанностей с 1695 года по текущее время (в 1929 году они были уничтожены).
Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени. Имелась стационарная пылесосная станция, агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования. Собор имел автономную центральную систему отопления. В подвале располагались три главных масляных трансформатора, к которым по подземному кабелю поступал ток частотой 50 гц и напряжением 2000 в. Сложная и оригинальная для того времени система освещения прекрасно дополняла великолепие внутренней отделки и производила огромное впечатление на молящихся.
В 1913 году перед собором установлен памятник адмиралу С. О. Макарову.
Благодаря удачному расположению и огромным размерам Морской собор сразу стал неотъемлемой частью панорамы Кронштадта, ведущей доминантой западной части Невской губы.
Как храм-памятник Русского флота собор просуществовал всего 4 года. В 1918 году он был "национализирован" большевиками и оставался в пользовании прихожан как арендуемое здание.
К лету 1929 года городские власти Кронштадта приняли решение о закрытии собора и устройстве в нём Дома Культуры и городского кинотеатра. Храм был закрыт и разорён, зданию был причинен немалый ущерб.
В 1990-е годы начался процесс подготовки к возвращению собору былого статуса главного морского собора России. В 1998 г. сотрудником Общества "Радонеж" Е.В. Исаковой была завершена работа по восстановлению текстов и внешнего вида мемориальных досок. В 2002 г. храм был передан Церкви.
31 октября 2002 года на главном куполе собора был установлен золоченый семиметровый крест весом около двух тонн, а 25 ноября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил в храме благодарственный молебен и возобновил в нем регулярные богослужения.
Новости
Самые актуальные события компании и сферы туризма